Главная » Статьи » Учебники » Экономика предприятия |
Цена – это ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества. Цена – это денежное выражение ценности продукта, услуги, фактора производства в процессе обмена[1]. Ценность – это значимость (польза) продукта, услуги, фактора производства для потребителя. Для покупателя, приобретающего товар, цена является «экономической жертвой». Он постоянно сравнивает эту жертву со своим представлением о ценности товара и приобретает товар, если ценность товара (по его мнению) превышает его цену. Для продавца цена товара представляет собой вознаграждение за результат его труда. Связь между ценой и ценностью продукта представлена на рис. 1. Рис. 1.1. Связь между ценой и ценностью продукта Представленная связь относится как к потребительским, так и к промышленным благам. Конечно, с точки зрения измерения ценности благ могут наблюдаться различные подходы. Но в любом случае, оценка полезности благ базируется на субъективном восприятии покупателя, а не на каких-то «технико-объективных» свойствах благ. Рыночное ценообразование базируется на принципах рыночного хозяйствования, к которым относятся доминирование частной собственности, экономическая свобода, конкуренция, автоматическое регулирование с помощью механизма рынка и цен, невмешательство государства. В таких условиях цены играют важную роль, которая проявляется в их функциях. Функция цены – это внешнее проявление ее свойств в определенной системе отношений, т.е. это способ реализации в реальной действительности внутренней, глубинной сущности цены. Выделяют пять функций цен:
Цены стимулируют оптимальную структуру личного потребления с помощью дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов), системы договорных цен и т.п. Важную роль стимулирующая функция играет в решении социальных проблем, например, когда минимальные цены создают благоприятные условия для потребления товаров первой необходимости.
Такое переливание капиталов осуществляется предприятиями самостоятельно, под влиянием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. В реальной экономике взаимосвязи и взаимозависимости между разными функциями цены бывают настолько сложными и глубокими, что для их выявления нужна организация специальных рыночных исследований. Любую цену характеризуют состав и структура. Цена единицы товара формируется из соответствующих составных частей, отображающих состав цены. Соотношение составляющих частей в процентах к цене называют структурой цены. Если рассматривать состав цены в зависимости от стадий движения товара, то его можно отобразить так, как это показано на рис. 2. схема отображает взаимосвязь между ценами, сложившимися в процессе движения товаров (работ, услуг) от производителя к потребителю. Обычно выделяют три стадии товародвижения, а следовательно, и ценообразования:
Цена, формирующаяся на каждой стадии, является элементом цены на следующей стадии. Рис. 2. Состав цены в зависимости от стадий движения товара На первой стадии формируется оптовая отпускная цена производителя, включающая в себя свободную оптовую цену производителя (цену производства) и косвенные налоги. На второй стадии формируется отпускная цена оптового предприятия, которая обеспечивает необходимые финансовые условия для работы оптового посреднического звена. Кроме оптовой отпускной цены производителя она включает в себя посредническую надбавку. На третьем этапе движения товара формируется розничная цена. Кроме отпускной цены оптового предприятия она включает торговую надбавку, обеспечивающую необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли, а также НДС изделия. Если реализация товара проходит более трех стадий, т.е. в цепочке работают несколько посредников, то определение цен происходит по тем же правилам, а процент надбавки каждого следующего звена начисляют к цене покупки товара. Таким образом постепенно формируется состав и определяется структура цены. [1] Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – С. 9 | |
Просмотров: 2832 | | |
Всего комментариев: 0 | |