Главная » Статьи » Учебники » Экономика предприятия

Понятие цены и ее значение для предприятия

Цена – это ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.

Цена – это денежное выражение ценности продукта, услуги, фактора производства в процессе обмена[1].

Ценность – это значимость (польза) продукта, услуги, фактора производства для потребителя. Для покупателя, приобретающего товар, цена является «экономической жертвой». Он постоянно сравнивает эту жертву со своим представлением о ценности товара и приобретает товар, если ценность товара (по его мнению) превышает его цену. Для продавца цена товара представляет собой вознаграждение за результат его труда.

Связь между ценой и ценностью продукта представлена на рис. 1.

Рис. 1.1. Связь между ценой и ценностью продукта

Представленная связь относится как к потребительским, так и  к промышленным благам. Конечно, с точки зрения измерения ценности благ могут наблюдаться различные подходы. Но в любом случае, оценка полезности благ базируется на субъективном восприятии покупателя, а не на каких-то «технико-объективных» свойствах благ.

Рыночное ценообразование базируется на принципах рыночного хозяйствования, к которым относятся доминирование частной собственности, экономическая свобода, конкуренция, автоматическое регулирование с помощью механизма рынка и цен, невмешательство государства. В таких условиях цены играют важную роль, которая проявляется в их функциях.

Функция цены – это внешнее проявление ее свойств в определенной системе отношений, т.е. это способ реализации в реальной действительности внутренней, глубинной сущности цены.

Выделяют пять функций цен:

  1. Учетно-измерительная функция цены заключается в том, что цены показывают, в какую стоимость обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, т.е. измеряют количество затраченного труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п. на изготовление товара.
  2. Регулирующая функция цены заключается в сбалансировании спроса и предложения и предусматривает, что посредством цен реализуется связь между производством и потреблением. Цена сигнализирует о появлении диспропорций между спросом и предложением и служит инструментом для их преодоления.
  3. Стимулирующая функция состоит в том, что цена поощряет или сдерживает производство и потребление разных товаров. Что касается производства, то стимулирует производителей через размер прибыли, заложенный в цене. В результате цены способствуют или препятствуют научно-техническому прогрессу, экономии ресурсов, изменению качества продукции, изменению структуры производства, обновлению ассортимента, изменению объема производства.

Цены стимулируют оптимальную структуру личного потребления с помощью дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов), системы договорных цен и т.п. Важную роль стимулирующая функция играет в решении социальных проблем, например, когда минимальные цены создают благоприятные условия для потребления товаров первой необходимости.

  1. Распределительная функция заключается в том, что с помощью цен распределяется и перераспределяется национальный доход между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения. Тем самым регулируются доходы отраслей, предприятий, населения. это происходит с помощью механизма налоговых изъятий и бюджетного распределения, а также через перелив капитала в сферы с более высокой нормой прибыли.
  2. Функция цены как критерия рационального размещения производства состоит в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капитала из одного сектора экономики в другой, а также внутри отдельных секторов в направлении более высокой нормы прибыли.

Такое переливание капиталов осуществляется предприятиями самосто­ятельно, под влиянием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал.

В реальной экономике взаимосвязи и взаимозависимости между разными функциями цены бывают настолько сложными и глубокими, что для их выявления нужна организация специальных рыночных исследований.

Любую цену характеризуют состав и структура. Цена единицы товара формируется из соответствующих составных частей, отображающих состав цены. Соотношение составляющих частей в процентах к цене называют структурой цены.

Если рассматривать состав цены в зависимости от стадий движения товара, то его можно отобразить так, как это показано на рис. 2. схема отображает взаимосвязь между ценами, сложившимися в процессе движения товаров (работ, услуг) от производителя к потребителю. Обычно выделяют три стадии товародвижения, а следовательно, и ценообразования:

  1. производственное предприятие à оптовая торговля;
  2. оптовая торговля à розничная торговля;
  3. розничная торговля à конечный потребитель.

Цена, формирующаяся на каждой стадии, является элементом цены на следующей стадии.

Рис. 2. Состав цены в зависимости от стадий движения товара

На первой стадии формируется оптовая отпускная цена производителя, включающая в себя свободную оптовую цену производителя (цену производства) и косвенные налоги.

На второй стадии формируется отпускная цена оптового предприятия, которая обеспечивает необходимые финансовые условия для работы оптового посреднического звена. Кроме оптовой отпускной цены производителя она включает в себя посредническую надбавку.

На третьем этапе движения товара формируется розничная цена. Кроме отпускной цены оптового предприятия она включает торговую надбавку, обеспечивающую необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли, а также НДС изделия.

Если реализация товара проходит более трех стадий, т.е. в цепочке работают несколько посредников, то определение цен происходит по тем же правилам, а процент надбавки каждого следующего звена начисляют к цене покупки товара. Таким образом постепенно формируется состав и определяется структура цены.

 

[1] Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – С. 9

Категория: Экономика предприятия | Добавил: Mirka (29.10.2014)
Просмотров: 2055 | Теги: ценообразование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar